Идея нарисовать «ярко-красные кресты в саду или коридорах Лувра, чтобы предостеречь людей там гадить» основывалась на сакральном понимании знака, так как красный крест на белом фоне - старинное знамя Христа, символ помощи и спасения, и мочиться на него - действительно для христианина грех.
Король Луи Шестнадцатый имел привычку собирать двор в ДЕНЬ КЛИЗМЫ - и принцы, и министры часами стояли вокруг него, причем это почиталось за величайшую честь.
Влюбленные трубадуры собирали с себя блох и пересаживали на даму, чтоб кровь смешалась в блохе. Такая вот любовь.
Некоторые историки были удивлены, почему солдаты Саллах-ад-Дина так легко находили христианские лагеря. Ответ пришел очень скоро - по запаху.
В конце своего правления Людовик XV приказал еженедельно убирать фекалии из Версаля, чего раньше не делали.
«Нестерпимое зловоние реки в районе Лувра побудило короля Франциска I купить замок Тюильри ниже по течению. Впрочем, там пахло не многим лучше». (Юджин Вебер)
Блохи и блохоловки
Блохоловка
Первая генеральная уборка улиц Парижа в 1668 г. произвела на всех такое впечатление, что Академия художеств выбила бронзовую медаль в честь этого события, а поэты слагали о нем стихи.Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно клопов.
Блохоловки носили на шее, на поясе -как украшения, крепили под кринолины, туда капали капельку крови для приманки блох. Интересно, что меховые блохоловки стали прообразом меховых горжеток и боа.
Отношение к гигиене тогда было, мягко говоря, своеобразным. Мылись и умывались редко. Запах заглушали духами. Огромные прически, парики, щедро усыпанные пудрой (мукой) и напомаженные - все кишело блохами!
Были специальные шкафы-кабинки, где сверху сыпалась пудра. Пудра и румяна на лице скатывались катышками и осыпались, но этого не было заметно в свете свечей.
В роскошных замках царило зловоние. Короли нередко испражнялись, не сходя с трона. «Модные в XVIII веке цвета «парижской грязи», «кака дофина», «гусиного помета» и «рвоты императрицы» передавали, честно и простодушно, одну из сторон тогдашнего быта, привычную и хорошо знакомую каждому».
В эпоху Ренессанса в Париже вода была на вес золота, на весь город имелось только около сорока колодцев, и примерно столько же фонтанов.
Французский врач Жером де Мерибель советовал натирать подмышки розами, если «они воняют козлом».
Еще любили держать в руках маленьких собачек, у них температура тела выше - и блохи устремлялись на бедное животное! (Современные дамы, таская своих любимиц повсюду, видимо, не подозревают, как и почему возникла такая традиция).