Вторник, 25.06.2024, 21:39

Приветствую Вас Гость села | RSS

ГлавнаяРегистрацияВход
В связи с тем, что сайт переехал на новый адрес, возможны ошибки, нерабочие ссылки, картинки...
Заметили ошибку? Пожалуйста, СООБЩИТЕ нам!
Меню сайта

Категории раздела
История нашей еды [10]
Словарик [3]
Рукодельные ремесла [7]
История России и Руси [6]
Кухонная утварь [1]
Разное-интересное [8]
Психология [3]
Красота и здоровье [2]
Машенькины крестики [11]
Вышивка
Мастер-классы [25]
Вяжем крючком [9]
Вязание спицами [7]
Бисероплетение [13]
Кукольный мир [11]
Думы деда Елисея [21]
Размышления о духовном
Хоромы тетки Симы [4]
Симороним и юморим

Наш опрос
Какой раздел сайта Вам больше понравился?
Всего ответов: 24

Главная » 2013 » Март » 11 » История подстаканника
23:24
История подстаканника


 
 То, что в дореволюционной России любимым напитком был чай – факт общеизвестный. Подтвержденный к тому же авторитетом самого Александра Дюма-отца, который, кроме многих романов, написал еще и «Кулинарный словарь».

Автор «Кулинарного словаря» отмечал, что «лучший чай пьют в Санкт-Петербурге и в целом по всей России». Объяснялось все это просто: при перевозке по морю чай теряет свой вкус и ценные свойства. В Россию же ввозили чай по суше прямо из Китая.


В том же «Кулинарном словаре» А. Дюма рассказывал французам о другом удивительном русском обычае, относящемся к чаепитию: «мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки китайского фарфора».

"Чайку-с, Владимир Ильич?.."
 

 А. Дюма-беллетрист мог бы, конечно, и присочинить. Но А. Дюма-бытописатель и путешественник писал чистую правду. Контрольная проверка по картинам русских художников-реалистов подтверждает: точно! Если за чаем изображена пара, то перед женщиной стоит фарфоровая чашечка и блюдце, а перед мужчиной – стеклянный стакан. В подстаканнике.

Судя по всему, подстаканник в том виде, в каком мы его знаем, появился на Руси в конце восемнадцатого века. Функция его первоначально была чисто технической. Горячий чай нагревал стекло – не притронешься. Вот и снабдили стакан ручкой, вставив в устройство первоначально неказистое. Однако, по тогдашним взглядам, весьма приличиствующее грубым мужским пальцам. И как бы оттеняющее прелесть фарфора, сжимаемого нежной женской ручкой. Или прелесть нежной женской ручки, сжимающей тонкую фарфоровую чашку. Ох, совсем я, однако, запутался!

Подстаканник "Русский мельхиор"


Подстаканник, казалось бы, вещь прозаичная. Но в быту необходимая. Потому в конце 19-го века этот предмет на просторах Российской империи распространился чрезвычайно. Был он практически в каждом доме, богатом и не очень, у аристократов и у простолюдинов. Если бы в то время издавались гламурные журналы, они бы несомненно назвали подстаканник наряду с портсигаром одним из первейших мужских аксессуаров. И настоятельно рекомендовали бы читателям дарить знакомым мужчинам подстаканники. Впрочем, и без подобных рекомендаций общественное мнение дошло до такой мысли. Подстаканники, особенно серебряные, были популярнейшим подарком.

Спрос рождает предложение. Количество выпускаемых в дореволюционной России подстаканников вряд ли кто учитывал. Но количество это было весьма значительным. В конце 19-го века на одном из крупнейших российских заводов по обработке цветных металлов – «Товарищество латунного и меднопрокатного заводов А. Кольчугина» во Владимирской губернии – не менее тридцати процентов прибыли давал цех производства посуды, главной продукцией которого были как раз подстаканники. Если же говорить о качестве... Каких только подстаканников не выпускали тогда в России! Художественное оформление этого предмета стало своеобразной отраслью прикладного искусства. К слову сказать, исключительно российской отраслью. В других странах подстаканники как предмет сервировки чайного стола почти не использовались.

Классический подстаканник "Пальма"


«Подстаканник, кажется, специфически русский предмет, нигде не пьют чай так, как в Москве». (Л. Улицкая. Казус Кукоцкого)

Подстаканники были штампованные или литые. Это позволяло разнообразить их внешний вид, а при изменении моды легко изменить оформление. В конце 19-го века в России вошел в моду древнерусский стиль. И появились подстаканники в виде бочонков, плетенных туесков и даже сработанные в виде сруба русской избы. Литые или штампованные украшения на теле подстаканника изображали богатырей и русских красавиц в кокошниках. Популярными были сцена охоты, где собаки терзали кабана или медведя, а также лихие тройки. Тройки эти, к слову сказать, оказались ужасно живучими, они украшали подстаканники, выпускавшиеся уже в советское время.



Знаменитые ювелиры, тот же Фаберже, делали золотые и серебряные с позолотой подстаканники. Чтобы ручки этих подстаканников не обжигали пальцев, их изготавливали из металла более дешевого, зато и менее теплопроводного, чем золото. Дабы «дешевка» не портила общего роскошного вида изделия, ручку покрывали красивой изысканной эмалью. Чуть попозже, на волне увлечения оперой Вагнера «Лоэнгрин», повествующей о принце-лебеде, появились подстаканники в виде фигуры лебедя. Еще позже, уже в начале 20-го века, появились подстаканники в стиле «Арт нуво».

 
А потом началась революция и, соответственно, закончилось производство подстаканников. Как предмета пролетариату, казалось бы, не нужного. Однако в каждой семье подстаканников было несколько, и дореволюционных запасов хватило надолго. На волне дефицита подстаканники, и до того ценившиеся, стали вещью особенно ценной. По крайней мере, в 1930-е годы они появились в приемных больших начальников и в наркоматах как символ советской роскоши. Для производства этого бедного богатства были даже выделены мощности на заводах наркомцветмета. Тот же завод по обработке цветных металлов в городе Кольчугине штамповал не только гильзы для снарядов и патронов, но и подстаканники тоже. Вообще, в советское время подстаканники входили в план 30 заводов и металлургических комбинатов. А еще, сверх плана, подстаканники «ваяли» на всякого рода зонах и оборонных предприятиях.

После Великой Отечественной войны в советской стране появился еще один массовый потребитель подстаканников – железнодорожный транспорт. Секрет популярности был прост – широкий и массивный подстаканник делал стакан устойчивее.

Москва, осенённая салютом...


Сейчас многие коллекционируют подстаканники. И большая часть таких коллекций составлена из подстаканников советских времен. Делались они из латуни, мельхиора и даже из серебра. А по сюжетам, украшавшим их поверхность, можно было бы диссертацию писать. Кроме выжившей в революционных и военных перипетиях русской тройки, на них начали штамповать и другие предметы гордости: красную Москву, осененную праздничным салютом, памятники Юрию Долгорукому и Богдану Хмельницкому, а также и спутник, облетающий земной шар.

«Дерзай», – вздохнул Спиридонов и ушел, унося юбилейный подстаканник, на котором три серебряных спутника облетали земную горошину с одной-единственной страной на выпуклом боку». (Т. Толстая. Лимпопо)

Некоторые коллекционеры собирают подстаканники, как марки, по сериям: города СССР, памятники, цветы, праздничные даты, космические ракеты и спутники. Музей побед, да и только!
Засмотревшись на это великолепие, даже забываешь о том, что в «доброе старое время» чай в стакане был ублюдочный «Грузинский», сорт второй. Да к тому же вываренный хитрым проводником в содовом растворе, чтобы заварка казалась потемнее и погуще...
источник
Категория: Кухонная утварь | Просмотров: 1777 | Добавил: Машенька | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Ефремушка  
0
Как и в старые добрые времена, основным заказчиком подстаканников является Министерство Путей Сообщения (МПС), на железных дорогах которого и проще всего встретить некогда такой популярный в народе предмет. На этих славных путях сообщения до сих пор встречаются очень редкие образцы Советских подстаканников. Они, как найденные при раскопках бивни вымершего крупного Союзно-Советского Социалистического мамонта, дают нам возможность ощутить дыхание давно прошедшей эпохи судьбоносных свершений, великих побед и такого же великого маразма. Так, что оказавшись в поезде, обязательно закажите горячего чайку… 

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Тук-тук, пустите!


Новые материалы
Остановить бегущие ссылки вы можете, нажав на кнопочку , запустить дальнейший их бег можно нажатием на .

Волосы из атласных лент

Картофельная запеканка с лососем под сырной корочкой

Апельсиновое печенье

Курица в кабачковой шубке

Как сделать из керосиновой лампы электрическую

Обновляем абажур

Реанимируем старый парик

Реставрация часов с кукушкой

Как сделать трехслойную салфетку для декупажа из простой салфетки

Приспособление для удобной зарядки телефона

Скульптурный текстиль. Урок девятый. Гусли

Скульптурный текстиль. Урок восьмой. Макияж и мелкие доделки

Скульптурный текстиль. Урок седьмой. Лапти, онучи

Скульптурный текстиль. Урок шестой. Шьем портки

Скульптурный текстиль. Урок пятый. Шьем рубашку

Беззубик по МК от Меджик
Котишка-сердечко
Реставрация старого стула
Гроздь смородины из бусинок и ниток
Ода салу


Творчество жителей
 Плов по-фергански
 Жакет, вязаный двойной ракушкой
 Спагетти с мясным соусом
 Открытка к 8 марта
 Елочная игрушка своими руками: цветок из пластиковых ложек


Ой, потерялося-я!
Вася поисковый кот
Вам любую вещь найдет!

Писарской теремъ

А всего народу: 1
Гостей села: 1
Сельчан: 0





Сегодня сайт посетили:  Гость села,
Хостинг от uCoz
Цитирование материала ПРИВЕТСТВУЕТСЯ, НО со ССЫЛКОЙ на данный сайт. © 2024

Дизайн: Мария