А есть ли ад? И что об этом говорится в Библии?
Существительное se'ol («ад», «преисподняя») встречается 65 раз в Ветхом Завете; большинство словарей этимологически возводят его к слову sa'al («спрашивать»), превращая, таким образом, Шеол в место просьб о том, чтобы прислали больше мертвых с земли живых, вопрошаний о своей будущей судьбе, о милости. Некоторые лингвисты предпочитают выводить значение se'ol из sa'al («пустая ладонь»), полагая, что «шеол» означает «полость», «пустое место». Однако убедительного объяснения этимология не дает.
Слово «шеол» встречается чаще всего в писаниях (35 раз), а также семь раз в Торе и 19 раз в пророках. Кроме того, Шеол упоминается 16 раз в псалмах и 17 раз в книгах премудрости. Поскольку в подавляющем числе случаев слово обнаруживается в поэтических текстах, к оценке его теологического содержания следует подходить с осторожностью. В каждом конкретном случае оно зависит от контекста. В Ветхом Завете Шеол может принимать шесть разных значений. Ниже даю значения и пояснения, библейские стихи.
1.
При уточняющих характеристиках Шеол — это место, откуда никто не может спастись
Кто из людей жил — и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней? (Пс 88:49).
Оказавшись там, человек не может вернуться в царство живых.
Редеет облако и уходит, так нисшедший в преисподнюю не выйдет… (Иов 7:9).
Если бы я и ожидать стал, то преисподняя — дом мой, во тьме постелю я постель мою, гробу скажу: ты отец мой, червю: ты мать моя и сестра моя. Где же после этого надежда моя? и ожидаемое мною кто увидит? В преисподнюю сойдет она и будет покоиться со мною в прахе. (Иов 17:13-16).
В Шеоле не трудятся, не размышляют, там нет знаний и мудрости.
Все, что может рука твоя делать, по силам делай, потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости. (Еккл 9:10);
Никто не молится там Богу.
Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя? (Пс 6:6).
Око мое истомилось от горести: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои. Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя — в месте тления? разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения — правду Твою? (Пс 87:10-12).
Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою (Исайя 38:18).
В других отрывках само слово «шеол» не упоминается, но содержатся его описания как места тьмы...
Прежде нежели отойду, — и уже не возвращусь, — в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма. (Иов 10:21-22)
...и молчания.
Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания (Пс 93:17).
Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу… (Пс 113:25).
2.
Место, куда все люди попадают после смерти. Фраза «с печалию сойду... в преисподнюю» встречается четыре раза в Бытии
И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его. (Быт 37:35).
Он сказал: не пойдет сын мой с вами; потому что брат его умер, и он один остался; если случится с ним несчастье на пути, в который вы пойдете, то сведете вы седину мою с печалью во гроб. (Быт 42:38).
Если и сего возьмете от глаз моих, и случится с ним несчастье, то сведете вы седину мою с горестью во гроб. (Быт 44:29).
То он, увидев, что нет отрока, умрет; и сведут рабы твои седину раба твоего, отца нашего, с печалью во гроб. (Быт 44:31).
3.
Место, куда после смерти попадают грешники.
Проводят дни свои в счастьи и мгновенно нисходят в преисподнюю. (Иов 21:13)
Засуха и жара поглощают снежную воду: так преисподняя — грешников. (Иов 24:19).
Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога. (Пс 9:18).
Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде. (Пс 30:18).
Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила — жилище их. (Пс 48:15).
Давид молится о том, чтобы его враги попали в преисподнюю живыми:
Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их. (Пс 54:16).
В Притчах говорится, что «стопы» и дом блудницы ведут в преисподнюю:
Ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней. (Притчи 5:5 )
Дом ее — пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти. (Притчи 7:27).
4.
Место, где спасаются праведники.
Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила — жилище их. (Пс 48:15)
Ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего. (Пс 85:13).
Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу. (Притч 15:24).
Более того, праведники недолго будут удерживаться в Шеоле, поскольку Бог освободит их оттуда.
От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня. (Ос 13:14).
Он не оставит праведных в Шеоле.
Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление… (Пс 15:10).
5.
Место, находящееся под абсолютным владычеством Бога. Шеол открыт перед Богом,...
Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих. (Притч 15:11).
Преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону. (Иов 26:6 ).
...поскольку Он сам там пребывает:
Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. (Пс 138:8).
Никто не может скрыться от Бога в Шеоле, ...
Хотя бы они зарылись в преисподнюю, и оттуда рука Моя возьмет их; хотя бы взошли на небо, и оттуда свергну их. (Ам 9:2).
...поскольку сам Бог приводит туда людей:
Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит. (1Цар 2:6).
Иов просит о возможности укрыться в Шеоле от гнева Божьего,...
О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне! (Иов 14:13).
...хотя Моисей учит, что огонь гнева Божьего горит и в Шеоле:
Ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего, и поядает землю и произведения ее, и попаляет основания гор…(Втор 32:22).
6.
«Шеол» служит метафорой алчности,...
Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена. (Aвв 2:5).
Преисподняя и Аваддон — ненасытимы; так ненасытимы и глаза человеческие. ( Притчи 27:20).
Преисподняя и утроба бесплодная, земля, которая не насыщается водою, и огонь, который не говорит: «довольно!». (Притчи 30:16).
...убийства,...
Живых проглотим их, как преисподняя, и — целых, как нисходящих в могилу… (Притч 1:12).
...ревности,...
Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный. (Песн 8:6).
...жизненных трудностей,...
Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!» (Пс 89:4).
...нахождения при смерти,...
Цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня. (2 Цар 22:6).
Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня… (Пс 17:5).
Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу. (Пс 29:4).
Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь. (Пс 114:3 ).
И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита. (Иона 2:2 )
...страшного греха.
Так как вы говорите: «мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, — потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя». И союз ваш со смертью рушится, и договор ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны. (Ис 28:15,18).
Ты ходила также к царю с благовонною мастью и умножила масти твои, и далеко посылала послов твоих, и унижалась до преисподней.(Ис 57:9).
В двух случаях пророки упоминают Шеол в связи с мифологическими воззрениями вавилонян...
Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви — покров твой. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. (Ис 14:9,11,15).
и египтян.
Среди преисподней будут говорить о нем и о союзниках его первые из героев; они пали и лежат там между необрезанными, сраженные мечом. Не должны ли и они лежать с павшими героями необрезанными, которые с воинским оружием своим сошли в преисподнюю и мечи свои положили себе под головы, и осталось беззаконие их на костях их, потому что они, как сильные, были ужасом на земле живых. (Иез 32:21,27).
Итак, видим, что:
Нигде в Библии Ад не упоминается как место вечных мук и терзаний души;
Ад - это место, куда попадают после своей смерти АБСОЛЮТНО ВСЕ, и праведники, и грешники.
Ад - общая могила человечества. И во время воскресения, будут "воскрешены праведные и неправедные".
|