В музеях России хранится множество украшенных вышивкой предметов быта и одежды. А вот пяльцы, непременный атрибут вышивального искусства, встречаются крайне редко. Между тем биография их, так же как и биография вышивки, очень древняя.
Пяльцы… Непременный атрибут любой вышивальщицы. Деревянные и пластмассовые, простые и сложные, круглые и прямоугольные, напольные и настольные - каких только вариантов исполнения пялец не существует. И у каждого вида есть свои достоинства и недостатки.Слово "пяльцы" произошло от "пяло" (шест, доска для растяжки чего-либо, распорка) и обозначает, как написано в словаре В. И. Даля, "женский рукодельный верстак: раму для впяленья ткани, по которой шьют, которую стегают". Отсюда, предположительно, известное выражение "пялить глаза", то есть "стойко, упорно глядеть на что-то". Вышивание, кстати, невозможно представить без напряженного, внимательного всматривания в работу. Этот вид женского рукоделия сначала освоили народы Азии, а вслед за ними греки и римляне.
Первые пяльцы были из упругого древесного прута, согнутого в кольцо, внутри которого при помощи веревки туго натягивали ткань. Они были похожи на барабан ("барабан" по-французски - "тамбур", отсюда термин "тамбурный шов").
В Древней Греции на рубеже VI-V веков до н. э. стали пользоваться трапециевидными пяльцами, при работе их упирали в бедра. Уже в те времена были известны два способа вышивания: гладью и крестом. Вышивки на продажу делали рабыни. Состоятельные женщины занимались рукоделием для удовольствия.
Первые письменные упоминания о русских вышивках относятся к X-XII векам. В "Домострое" говорится о "прозрачном" вышивании по полотну как о работе, требующей большой усидчивости, терпения и вырабатывающей характер женщины. Это рукоделие называлось пяличным делом.
"Прилежание пяличное" осваивалось девочками с раннего возраста. Девушки, усвоившие несколько техник вышивки, способны были на "хитроручное изрядство". А женщины, знающие все секреты вышивального искусства, владели мастерством "шелковидного ухищрения".
Некоторые швы, например крест, удобно выполнять и без пялец. Однако чаще всего пяльцы помогали туго натянуть ткань и сделать работу на высоком художественном уровне.
В XIX веке самыми распространенными пяльцами были круглые разборные, состоящие из внутреннего и внешнего колец с винтом для регулирования натяжения, а также прямоугольные, глухие и разъемные, без ножек и на ножках. Круглые пяльцы использовали обычно для легких тканей, а прямоугольные - для холста больших размеров и настенных панно, собираемых из отдельных кусочков.
Для золотного шитья натяжение ткани на пяльцы особенно необходимо. Здесь на ткань сначала приклеивается картон, который затем обшивается золотной нитью. Золотошвейки работали в самой лучшей, так называемой чистой горнице. Их орудия и инструменты были самыми простыми и дешевыми: рама, шило, ножницы, наперсток и иголка. Рама состояла из четырех скругленных брусков диаметром примерно 2,5 сантиметра и длиной 55 сантиметров (иногда больше, в зависимости от размера вышивки). Отступив от края, бруски наглухо перевязывали веревками крест-накрест так, чтобы просвет рамы имел приблизительно 46-48 сантиметров. Швея садилась на стул или скамью, ставила раму на колени, опирая ее верхний конец на стол, и вышивала.
В первой половине XIX века, когда особенно возрос интерес к вышивке крестом, появились пяльцы более совершенной конструкции из дорогих пород древесины, таких, как карельская береза или красное дерево. Они представляли собой столик с регулируемой рамой, на откидной крышке которого закреплены инструменты для вышивания: ножницы, иглы в подушечках и шило. Такие пяльцы могли позволить себе женщины из привилегированных сословий.
Крестьянки в 1830-х годах вышивали на больших прямоугольных пяльцах за общим столом. Вышиванию девочек учили с восьми лет.
На фабрике в поселке Крестцы Нижегородской губернии сохранились старинные пяльцы. Сколоченная из гладких жердочек квадратная рама устанавливалась на стойки определенной высоты. Большие квадратные пяльцы в народе звали "круглыми" - за ними было удобно работать сразу четырем мастерицам, причем строчильщицы подбирались с "одинаковой рукой", то есть опытные, хорошо владеющие искусством вышивания. Однако глухие пяльцы имели существенный недостаток: большую вещь полностью закрепить в них было нельзя, и приходилось каждую часть изделия "строчить" (вышивать) отдельно, а затем сшивать.
В конце 30-х годов XX века стали применяться пяльцы новой конструкции. Прямоугольная рама теперь состояла из валиков и поперечных линеек. Две стороны запяливаемой работы пришивали к полоскам ткани, а две другие - к так называемым мешочкам, которые имели прорези, обметанные в определенных местах. Через мешочки пропускали прямые палки. Прочным шпагатом их оттягивали к линейкам, после чего работу запяливали. Вышитую часть накручивали на валик, таким образом удавалось сохранять цельность изделия. Подобные пяльцы используются до сих пор в крестецком вышивальном промысле.
В 50-е годы в НИИ художественной промышленности создали модернизированные пяльцы, облегчающие долгий процесс запяливания ткани. Их разборный столик состоял из двух боковых рам, двух деревянных тяг и стяжного бруска с двумя клиньями. Боковые рамы имели подъемные ножки (по две на каждой) со стопорными винтами, позволяющие регулировать высоту столика в зависимости от роста вышивальщицы. Если задние ножки выдвинуть больше, чем передние, угол наклона столика будет оптимальным - до 20 градусов.
Не исключено, что в будущем появится новая модель пялец, более совершенная, и женщины с удовольствием в свободное время сядут за них, чтобы украсить дом оригинальными изделиями и придать своему костюму неповторимое очарование.
Кандидат исторических наук И. СИМАКОВА. источник
Основное призвание пяльцев – равномерное натяжение ткани с целью нанесения на неё ровных стежков. Основные преимущества пяльцев: возможность заняться любимым делом практически в любом месте – в кресле, за столом, в поезде и т.д. Разновидностей пяльцев сейчас очень много: различные конструкции, материалы, формы смогут удовлетворить любые требования вышивальщицы. Тут что называется "на вкус и цвет…"
Даже традиционные круглые пяльцы имеют множество вариаций. Круглые пяльцы состоят из двух обручей, немного отличных по диаметру. Ширина обручей – 8мм, у иностранных производителей можно встретить ширину обручей 15 мм – это позволяет лучше натянуть ткань. Диаметр пяльцев колеблется от 10 до 30 см. Форма может быть тоже различной – круг, овал, квадрат со скругленными углами. Большое количество мастериц использует пяльцы с регулировочным винтовым зажимом. Использование таких пяльцев довольно простое: ткань накладывается сверху на меньший обруч, сверху накладывается больший обруч, ткань натягивают, а винт закручивают наполовину, затем ткань натягивается еще раз, и винт закручивается до упора. Отличаясь по диаметру, они подходят для тканей разной плотности – необходимо лишь в достаточной степени закрутить винт. Одна из разновидностей круглых пяльцев – пяльцы-рамка. Внутренний обруч таких пяльцев сделан из пластмассы, а внешний – из прорезиненного материала с рисунком под дерево. Ткань натягивается, рисунок вышивается, излишки ткани закрепляются с обратной стороны, и вот готова вышитая и оформленная работа, которую можно повесить за имеющуюся на пяльцах петельку. Т.е. по окончании работы пяльцы выполняют функцию рамки. Диаметр и форма опять же разнообразны.
Итак, круглые пяльцы: + лёгкие в использовании – идеальны для начинающих рукодельниц; + процесс вышивки мобильный, не требует стационарного места; + хорошее "барабанное" натяжение ткани; - пяльцы зачастую растягивают и деформируют ткань и вышитые участки (хотя в большинстве случаев это исправляется стиркой готовой работы); - при необходимости вышить большую работу придётся переставлять пяльцы, из-за чего ткань мнётся и пачкается; а еслина большой работе ещё есть бисер, то пяльцы не дают возможности заправить в них работу, где уже есть пришитые бусины, - в процессе вышивания натяжение ткани может ослабляться, поэтому ее следует периодически подтягивать.
Советы рукодельниц: деревянные пяльцы перед работой можно обмотать тканью – х/б лента по спирали, со смещением наматывается по окружности пяльцев. Оптимальна белая ткань – в итоге не портится работа (ткань)и не скользит. Особо важно для вышивки по сатину и шелку.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Тук-тук, пустите!
Новые материалы
Остановить бегущие ссылки вы можете, нажав на кнопочку , запустить дальнейший их бег можно нажатием на .